%d0%ba%d1%80%d0%b5%d0%b9%d1%81%d0%b5%d1%80-%d0%b4%d0%b7%d0%b5%d1%80%d0%b6%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9

В начале 50-х гг. на вооружении находился первый отечественный ЗРК С-25. В силу своих конструктивных особенностей и значительных массогабаритных характеристик, этот комплекс не мог быть размещен на корабле. В качестве другого варианта мог рассматриваться комплекс «Двина», создаваемый на основании Постановления СМ СССР от 1953 г. «О создании передвижной системы зенитного управляемого реактивного оружия для борьбы с авиацией противника». Разработку станции наведения ракет и комплекса в целом вело КБ-1 (гл. конструктор А.А. Расплетин), зенитной управляемой ракеты — ОКБ-2 МОП (гл. конструктор П.Д. Грушин). К февралю 1955 г. был создан полигонный вариант комплекса, а в апреле того же года — произведен первый пуск ракеты. В связи с тем, что комплекс «Двина», изначально создавался как подвижный (перевозимый), его массогабаритные характеристики были признаны приемлемыми для размещения на кораблях класса крейсер, а ТТХ — достаточными для решения задач ПВО кораблей. Таким образом, комплекс «Двина» был принят за основу для создания первого корабельного ЗРК, получившего обозначение М-2.

В соответствии с Постановлением СМ СССР от 13.08.1955 г. номер 1502-840 «О защите кораблей ВМФ от авиации» в нашей стране начались работы по внедрению ЗУРО (термин того времени) на корабли ВМФ. В работах по созданию ЗУРО для флота было поручено принять участие проектно-конструкторским организациям различных ведомств. Разработку составных частей комплекса М-2 вели: НИИ-49 МСП (система управления ЗУРО Корвет, гл. конструктор С.Т. Зайцев); МНИИ-1 МСП (экспериментальная морская система Севан); ЦКБ-34 МОП (спаренная стабилизированная ПУ СМ-64 с системой подачи и заряжания, гл. конструктор Е.Г. Рудяк); ОКБ-2 МОП (ЗУР В-753 с бортовой аппаратурой, гл. конструктор П.Д. Грушин); ЦНИИ-173 МОП (приводы стабилизации антенного поста). Задача размещения комплекса на корабле возлагалась на ЦКБ-16. Приказом МСП от 30.08.1955 ЦКБ-16 поручалась разработка двух проектов вооружения легких крейсеров проекта 68 бис зенитным ракетным оружием: проект 70Э экспериментального корабля для отработки и испытаний зенитно-ракетного комплекса и проект 70 корабля ПВО, по которому предполагалось серийное перевооружение крейсеров проекта 68 бис. Главным конструктором этих проектов был назначен К.И. Трошков, его заместителем — В.Н. Семидетнов.

Проект 70Э. К концу 1955 г. бюро, на основании выполненной предэскизной проработки, определило оптимальный вариант: размещение ПУ ЗРК М-2 на месте снимаемой кормовой башни главного калибра (номер 3) с одновременной перекомпоновкой снарядного погреба этой башни под хранилище ракет. Изменения по кораблю были подтверждены необходимыми расчетами остойчивости и непотопляемости. В феврале 1956 г. Главком ВМФ утвердил ТТЗ на проект 70Э. Для переоборудования по проекту 70Э был выделен КРЛ Дзержинский (зав. номер С-374) проекта 68 бис, сданный ВМФ в 1952 г. и входивший в состав ЧФ. В связи с тем, что технический проект было разрешено разрабатывать минуя стадию эскизного проектирования, уже в июне 1956 г. он был закончен (подписан главным конструктором и руководством ЦКБ-16 30.06.1956 г., а не представлен на рассмотрение, как указано в некоторых источниках), а в августе того же года ВМФ и МСП утвердили его совместным решением. В сентябре 1956 г. бюро приступило к разработке демонтажных ведомостей и рабочих чертежей на установку нового вооружения. Однако выпуск рабочей конструкторской документации был завершен только в марте следующего, 1957 года, в связи с задержкой исходных данных разработчиками комплекса ракетного оружия и системы управления (ЦКБ-34, НИИ-49, МНИИ-1). Переоборудование крейсера Дзержинский проводилось заводом номер 497 МСП (позднее «Севморзавод» им. С. Орджоникидзе) в Севастополе. Работы были начаты в июне 1957 г., сразу после получения от ЦКБ-16 полного комплекта документации. Для оказания технической помощи заводу на месте бюро организовало специальную конструкторскую группу. В период с 15.10.1957 г. по 24.12.1958 г. заводом были выполнены все работы по переоборудованию корабля.