%d0%b8%d0%bb-22-%d0%b1%d0%be%d0%bc%d0%b1%d0%b0%d1%80%d0%b4%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d1%89%d0%b8%d0%ba

Летом 1946 года ВВС выдали задание на постройку бомбардировщика с четырьмя ТРД одновременно двум конструкторским бюро С.В.Ильюшина и П.О.Сухого (см. Су-10). Самолет Ил-22, разработанный в ОКБ С.В.Ильюшина, стал первым советским четырехдвигательным реактивным бомбардировщиком. Не смотря на название <экспериментальный>, он являлся полноценным боевым самолетом, оснащенным всем необходимым вооружением и оборудованием. Начало проектирования Ил-22 можно отнести к 1945 г., когда в ОКБ А.М.Люльки развернулись работы над первым советским турбореактивным двигателем ТР-1. Одной из особенностей Ил-22 стала компоновка этих двигателей на самолете. После сравнительной оценки ряда вариантов была разработана оригинальная, до этого не встечавшаяся в практике мирового самолетостроения схема установки четырех ТРД на коротких пилонах в изолированных мотогондолах, разнесенных по размаху крыла и сильно вынесенных вперед относительно его передней кромки. НЧФИл-22

Первый полет на Ил-22 выполнили летчики-испытатели В.К.Коккинаки и К.К.Коккинаки 24 июля 1947 г. 3 августа 1947 года Ил-22 был продемонстрирован на воздушном параде в Тушино. 7 февраля 1948 года В.К.Коккинаки произвел взлет с двумя стартовыми твердотопливными ракетами СР-2 тягой по 1500 кгс. Такой взлет тяжелого реактивного самолета выполнялся в СССР впервые. Однако из-за недоведенности ТР-1 было приято решение машину на госиспытания не передавать и работы по Ил-22 прекратить. На это решение повлияли сообщения летчиков о том, что конфигурация носовой части самолета себя не оправдывает: переплет фонаря значительно перекрывает переднюю и боковую зоны обзора, искривленные элементы остекления искажают реальную картину, на них возникают интенсивные солнечные блики. Выяснилось также, что принятое расположение верхней башни и ее прицельной станции привело к появлению дополнительных зон обстрела, по которым пушки могли вести огонь, но стрелок цели не наблюдал, так как линия прицеливания перекрывалась агрегатами самолета, например, крылом и фюзеляжем. Схема самолета Ил-22

Анализ всей информации о достоинствах и недостатках Ил-22 заставил Ильюшина прекратить и разработку фронтового бомбардировщика Ил-24, в основу которого была заложена схема и вооружение Ил-22 и работы по которому велись в инициативном порядке, так как официальное задание получило ОКБ А.Н.Туполева (см. Ту-14). Ил-24 первоначально предполагалось оснастить двумя двигателями ОКБ А.А.Микулина АМ-ТКРД-01 с взлетной тягой по 3300 кГс, но в МАП приняли решение о передачи опытной партии этих двигателей в ОКБ С.М.Алексеева для установки на фронтовой бомбардировщик с крылом обратной стреловидности, который строился по официальному заданию МАП. Тогда возникла идея применить в проекте Ил-24 четыре английских ТРД с центробежным компрессором и взлетной тягой по 2270 кГс, которые запустили в лицензионное серийное производство летом 1947 г. Однако расчеты показали, что такой вариант получается очень тяжелым: взлетная масса Ил-24 возрастала до 28000 кг, и самолет мог бы использоваться только с бетонированных ВВП, которых тогда было немного. Ильюшин принял решение о проектировании новой машины аналогичного назначения — Ил-28.                             Основные тактико-технические характеристики Характеристики Расчетные Фактические 23,1 21,1 N/A 74,5 ТР-1 4 х 1300 4 х 940 14950 24000 20000 27300 N/A 800 718 560 11100 1250 865 N/A 1144 N/A