%d1%84%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%86%d1%83%d0%b7%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bb%d0%b5%d0%b3%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%ba-%d0%b0%d0%bc%d1%85-13

Из-за Второй мировой войны Франция сильно отстала от других стран в танкостроительной области и по ее окончанию активно пыталась преодолеть эту ситуацию, изучая технику как противников, так и союзников. В 1946 году началась разработка легкого танка и самоходной зенитной установки. Отличительные особенности новой техники – использование качающейся башни, наподобие немецкой зенитной установки «Кугельблиц». Спустя некоторое время проект зенитки был отклонен, но разработка легкого танка была продолжена. Было запланировано использовать на машине пушку от «Пантеры». В 1948 году с конвейера сошел первый прототип машины.

 

Серийно танк начали выпускать в 1952 году. Производство велось быстрыми темпами и достигало 45 машин в месяц, а в 60-х годах было переведено на другое предприятие. Всего было создано 7700 машин, почти половина из которых была экспортирована.

Моторно-трансмиссионное отделение танка находится в передней части корпуса, боевое же находится сзади. Бронированные детали изготавливаются с помощью литья. АМХ-13 обладает противопульным бронированием.

Вооружается 90-мм пушкой со спаренным пулеметом. На пушке установлен дульный тормоз и специальный инжектор, для продувки ствола после выстрела. Так как орудие закреплено жестко, на танке стало возможным установить барабан заряжания. В задней части корпуса есть два барабана, на шесть снарядов каждый. Поворот их необходимо осуществлять вручную, но все остальные операции автоматизированы. Автомат несколько несовершенен, ведь, чтобы осуществить повторную загрузку снарядами, необходимо находится снаружи танка. Боекомплект составляет 32 выстрела, а к пулемету – 3600 патронов.

Экипаж состоит из трех человек. Водитель находится спереди по левому борту корпуса. Наводчик, вместе с командиром танка, размещаются в боевом отделении. Оба могут вести огонь как из орудия, так и из пулемета.

АМХ-13 оснащен двигателем на 250 лошадиных сил.

На сегодняшний день танк больше не производится и снят с вооружения во Франции ещё в середине 70-х годов. Тем не менее, продолжает использоваться в некоторых других странах. Принимал участие в большом количестве локальных конфликтов в Африке и на Ближнем Востоке.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА AMX-13

БОЕВАЯ МАССА, т: 15.

ЭКИПАЖ, чел.: 3.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 6360, ширина — 2510, высота — 2300, клиренс — 370,

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка D-960 калибра 90 мм. 1 спаренный пулемёт калибра 7.5 мм, 1 зенитный пулемёт калибра 7,5 мм (возможно), 4 установки для пуска дымовых гранат.

БОЕКОМПЛЕКТ: 32 выстрела, 3600 патронов калибра 7,5 мм. 12 дымовых гранат.

СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: нет.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел наводчика L862 с 7,5-кратным увеличением, телескопический прицел командира L961 с 1,5- и 6-кратным увеличением.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса — 15, борт корпуса — 20, корма корпуса — 15, крыша — 10, башня — 10-25.

ДВИГАТЕЛЬ: Sofam 8Gxb. 8-цилиндровый оппозитный карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность 250 л.с. при 3200 об/мин,

ТРАНСМИССИЯ: двойной цилиндрический дифференциал типа «Клетрак», коробка передач механическая, 5 передач вперед и 1 назад.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, два обрезиненных поддерживающих катка, ведушее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы двухстороннего действия на подвесках 1-го и 5-го опорных катков, гусеницы с РМШ, в гусенице 85 траков шириной 350 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 60.

ЗАПАС ХОДА, км: 400.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ; угол подъема, град. — 30; ширина рва. м — 1.6; высота стенки, м — 0,65; глубина брода, м — 0,8.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция и переговорное устройство.