%d0%b2%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b2-%d1%84%d0%b5%d0%b4%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b2

Минобороны продолжает вкладываться в развитие массмедиа. Занявший в августе прошлого года пост генерального директора ОАО «Красная звезда» Владислав Федотов за полгода консолидировал разрозненные активы предприятия. В интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Згировской он рассказал о новых технических и творческих амбициях холдинга.

— Владислав Евгеньевич, ваша биография не связана ни с медийной отраслью, ни с оборонным ведомством. Тем не менее ваши коллеги говорят, что при назначении вы получили серьезный карт-бланш на реорганизацию ОАО «Красная звезда». В чем, собственно, заключается ваша задача как управленца?

— Для меня и моей команды ключевой задачей работы в ОАО «Красная звезда» является создание современной корпоративной инфраструктуры, способной систематизировать существующие медиаактивы Минобороны и удовлетворить амбициозные планы по их развитию. Обеспечить эффективность управления и масштабируемость бизнеса. Ведь на момент нашего прихода холдинг состоял из более чем двадцати акционерных структур, рассредоточенных по стране. Среди них более десяти предприятий полиграфическо-картографической направленности, несколько издательских центров, база хранения и снабжения информационно-рекламной продукцией.

Корпоративная структура «Красной звезды» была похожа на винегрет — ведь просто собрать под одной крышей условно родственные предприятия еще не значит создать эффективную вертикально-интегрированную компанию. Непрозрачная структура, пересечение компетенций, дублирование функций — мы не могли, сидя в головном офисе, понять, где и каким оборудованием по факту мы располагаем. Не говоря уж о том, что на этапе «нарезки» и последующей «сборки» многое было безвозвратно утрачено. Например, нам чудом удалось спасти уникальную библиотеку Воениздата с некоторыми раритетными изданиями, которым почти триста лет. Согласно бухгалтерской отчетности, этот актив давно самортизировался, ничего не стоил и едва не был списан.

— Сколько времени уйдет на создание новой корпоративной структуры?

— Она уже практически готова. Мы консолидировали полиграфические активы в Москве, присоединив к головной компании пять из шести московских предприятий. У нас «выкристаллизовались» две производственные площадки — на Хорошевском шоссе, образованная на базе издательского дома, и на Севастопольском проспекте, специализирующаяся на производстве книжной и номенклатурной продукции, в том числе для Вооруженных сил Российской Федерации. При этом были объединены снабженческие подразделения, что, надеюсь, позволит нам в самое ближайшее время оптимизировать производственные процессы. В текущем году оптимизация затронет и региональные предприятия — некоторые из них будут трансформированы в филиалы ОАО «Красная звезда».

Наша стратегия в области издательского и полиграфического бизнеса предусматривает создание кластеров, объединяющих несколько производственных площадок и обладающих полным набором современных технических компетенций, то есть можно говорить о создании универсальных подразделений — от печати визиток до изготовления атласов и сложных топографических карт.

Еще в июле прошлого года были проведены корпоративные процедуры в отношении телерадиокомпании «Звезда», по сути, выделившие её в отдельную акционерную структуру ОАО «Творческое объединение «Красная звезда». Данная мера позволяет сегодня руководству предприятия во главе с Алексеем Пимановым широко подходить к развитию мультимедийного бизнеса Минобороны. Так, акционерная политика в отношении ТО «Красная звезда» предусматривает передачу компании существенной части акционерных полномочий в отношении телеканала — на наш взгляд, это станет залогом успешного старта целой серии амбициозных проектов — от информационного агентства до киностудии.

— Есть ли изменения, касающиеся корпоративного управления?

— Да, в тесном взаимодействии с Департаментом имущественных отношений Минобороны и нашим контролирующим акционером (ОАО «Оборонсервис» — прим. ред.) мы прикладываем массу усилий для совершенствования ряда корпоративных институтов управления, например, в части торгово-закупочных процедур.

Надеюсь, в первом квартале будет решен вопрос и реализации новых подходов к формированию Совета директоров холдинга, но это в том числе зависит и от утверждения новой концепции управления всем холдингом, которая сейчас находится в стадии последних обсуждений. Если раньше большинство в Совете принадлежало представителям Министерства, то в будущем, надеюсь, коллеги поддержат наши предложения и мы перейдём к равенству голосов членов Совета от Министерства и от холдинга, плюс введем в состав Совета двух независимых директоров. Такой подход — передовая корпоративная практика, он позволяет максимально сосредоточиться на развитии холдинга. Мы пригласили двух независимых и уважаемых людей, профессионально связанных с медийной отраслью. Это смелый поступок для государственной компании, но чем мы хуже «Газпрома» и «Роснефти»?

— В прошлом году Департамент имущественных отношений Минобороны объявил о ребрендинге «Оборонсервиса». Не планируется ли что-то подобное у «Красной звезды»?

— Мы активно взаимодействуем с ОАО «Оборонсервис» и с Департаментом имущественных отношений по вопросу ребрендинга холдинга в целом. ОАО «Красная Звезда» — это одна девятая часть ОАО «Оборонсервис», одна из девяти его частей, которая остается в нем и будет развиваться и трансформироваться. Конечно, какие-то изменения нас затронут.

Что же касается нашего бренда, то у нас уже утвержден новый брендбук, новый логотип, но это не полномасштабный ребрендинг. Мы просто осовремениваемся, если так можно сказать, — в новом логотипе, кстати, читается аналогия не только со звездой, но и с Георгиевской ленточкой. Это то, что мы посчитали возможным сделать собственными силами.

Но здесь важно понимать, что опыт таких многопрофильных государственных и частных холдингов, как Ростехнологии, ОАО «РЖД», Росатом, АФК «Система» и др., свидетельствует о том, что ребрендинг связан не только со сменой названия и визуальной идентификации управляющей компании и ее бизнес-единиц, но и с налаживанием комплексного и централизованного управления. Опыт показывает, что понижение имиджа и финансовые потери от некорректно осуществленного ребрендинга могут существенно превысить затраты на его реализацию.

Таким образом, если говорить о ребрендинге холдинговой структуры в целом, то правильнее говорить о необходимости создания нового портфеля брендов ОАО «Оборонсервис» и его дочерних организаций, способного обеспечить разработку решений по единой архитектуре брендов в целях последовательного повышения стоимости нематериальных активов. Необходимость такого комплексного подхода в ребрендинге ОАО «Оборонсервис» диктуется также и многоплановым характером стратегических решений в отношении принадлежности активов ОАО «Оборонсервис», их сохранения, слияния или отчуждения. Тут очень много подводных камней.

Но это лично моё мнение.

— Возвращаясь к структуре, ОАО «Красная звезда» финансирует развитие «живыми деньгами»?

— Да, конечно. При этом в вопросах развития телемедийных активов мы рассматриваем это финансирование как выгодное капиталовложение и сотрудничество с коллегами.

— Из каких средств финансируется техническая модернизация ваших активов? Это средства Минобороны?

— Это собственные средства ОАО «Красная Звезда». Экономим, оптимизируемся, зарабатываем (мы же коммерческая компания) — мы сейчас интенсивно расширяем технологические возможности в Москве, достаточно хорошее оборудование закуплено и закупается. У нас хорошие перспективы увеличения доли на полиграфическом рынке столицы, мы уже сейчас уверенно участвуем в конкурсах и аукционах. Так, я думаю, что линейка общеизвестных СМИ, которые печатаются у нас, начиная с самой газеты «Красная Звезда» и заканчивая приложениями «АиФ» и газетой «Труд», в этом году сильно расширится не менее известными изданиями с большими тиражами, поскольку такая техническая возможность у нас либо уже имеется, либо появится в ближайшие месяцы.

Соответствующие переговоры уже ведутся.

— В чьем ведении находится газета «Красная звезда»?

— Политику газеты «Красная звезда» (равно как и всего комплекса армейской печати) сегодня определяет ФГУ МО «Редакция газеты «Красная звезда». Формально холдинг занимается печатью и распространением газеты и ее приложений. Однако мы плотно взаимодействуем с редакцией. Так, отчасти по нашей инициативе в газете появилась колонка «Позитивная Россия» (делается в сотрудничестве с крупным информагентством), есть другие перспективные планы.

— Газета будет увеличивать тираж?

— В конце прошлого года мы заключили новый контракт с Министерством обороны. Наверное, не очень корректно называть конкретные цифры, но могу констатировать — тираж в этом году увеличился.

— Что сейчас происходит с военными и флотскими газетами, которые раньше входили в военную структуру, но потом их вывели? Не будут ли их возвращать?

— Это больше, я думаю, компетенция редакции газеты «Красная звезда». Мы живем в тесном взаимодействии, но они занимаются непосредственно контентной политикой. И многие газеты, в том числе флотские и армейские по регионам, продолжают существовать сейчас и вряд ли куда-то денутся. Но они существуют в статусе региональных вкладок к газете «Красная звезда». В зависимости от региона та или иная газета вкладывается в издание, и печатаем их тоже мы.

— Что еще планируете печатать?

— У нас есть интересный проект — мы создаем центр компетенций по издательским проектам внутри ОАО «Красная звезда». Его продуктами станут книги, журналы, буклеты, плакаты. У нас огромные творческие планы, связанные с развитием разноформатной полиграфии патриотической направленности. Мы начинаем проект по переизданию уникальных дореволюционных книг с дополнением современными очерками. Например, потрясающие издания о путешествиях членов императорского дома при их переиздании будут дополняться информацией о том, как эти места изменились с тех пор, как туда приезжал император, что там можно посмотреть сегодня. Это очень модная тенденция с точки зрения туризма, сейчас даже путеводители издают на основе сценариев фильмов, вышедших в широкий прокат. Несмотря на наш околовоенный тон, много будет интересных проектов вообще никак не связанных с военными действиями и жизнью армии.

Кроме того, мы возлагаем большие надежды на то, что наш статус позволит нам привлечь хорошие идеи и проекты с рынка. Для этого мы даже готовы рассматривать сотрудничество со стартапами, инвестировать собственные средства в перспективные и полезные издательские и мультимедийные проекты, даже если авторство идеи не наше.

— Какую долю из общего числа заказов все-таки составляет продукция для Минобороны?

— Сегодня Министерство обороны — это только одна треть заказов текущего портфеля, еще одна треть — это другие крупные госзаказчики и еще треть — рыночные партнеры, для которых мы делаем газеты и журналы. В наших планах и дальше развивать эту пропорцию, увеличивая долю сторонних заказчиков в совокупном портфеле.

Кстати, один из ключевых шагов в этом направлении — это выработка комплексного предложения для издателей корпоративных СМИ. Мы уже начали сотрудничество с несколькими известными брендами в этом сегменте — например, недавно выиграли конкурс и заключили контракт с Большим театром. Я надеюсь, что в будущем это станет солидной долей в нашем портфеле не только по полиграфии, но и по контентной составляющей.

— Насколько сильно Минобороны влияет на контентную и редакционную политику отдельного СМИ, входящего в ОАО «Красная звезда»?

— Что касается редакционной политики, могу сослаться на Николай Николаевича Ефимова (главный редактор газеты «Красная Звезда» — прим. ред.). В ответ на подобные вопросы он поясняет, что Минобороны ничего им писать не запрещает. Редакция сама выбирает информационные поводы, достойные внимания, и освещает их по справедливости.