%d0%b2%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%bc%d0%b8%d1%80-%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82%d1%8c%d1%8f%d0%ba%d0%be%d0%b2

Деловая часть крупнейшего российского авиакосмического салона МАКС-2015, открывшегося 25 августа в подмосковном Жуковском, подходит к завершающему этапу. Основной акцент в его экспозиции традиционно делается на авиационной и космической продукции, беспилотных летательных аппаратах, а также системах противовоздушной обороны.

Среди участников выставки — Екатеринбургское научно-производственное предприятие «Старт» (входит в холдинг «Технодинамика»), работающее в тесной кооперации с ведущим российским и мировым производителем систем ПВО концерном «Алмаз-Антей».

Главные разработки «Старта» на сегодняшний день: техника для сухопутных войск, авиации и военно-морского флота, в том числе шасси для зенитно-ракетных систем С-300 и С-400, а также стартовое оборудование для корабельных зенитных ракетных комплексов «Штиль-1», устанавливаемых на новейшие фрегаты проекта 11356.

Временный генеральный директор «Старта» Владимир Третьяков побеседовал с корреспондентом РИА Новости Иваном Сураевым о перспективных проектах компании, росте гособоронзаказа и производственных мощностей предприятия, а также о будущем российской оборонки после завершения государственной программы перевооружения 2011-2020 годов.

— Владимир Иванович, каковы объемы производства предприятия в 2015 году?

— По прогнозам, к концу 2015 года объемы реализации продукции «Старта» достигнут 4,2 миллиарда рублей против 3,2 миллиарда в 2014 году и 2,14 миллиарда в 2013-м.

Основную долю объемов производства, безусловно, составляет гособоронзаказ, который за последнее время значительно вырос. Уже на сегодняшний день мы формируем портфель заказов на последующие два-три года. И, надо сказать, объемы производства будут увеличиваться.

— Над какими конструкторскими разработками сейчас трудится «Старт»?

— Помимо конструкторско-технологического сопровождения изделий, находящихся в производстве как на самом «Старте», так и на наших серийных заводах, ведутся научно-исследовательские и конструкторские работы (НИОКР) по всем традиционным для нас направлениям.

Так, продолжается работа по совершенствованию эффективного зенитного ракетного комплекса среднего радиуса действия «Бук». Идет подготовка к НИОКР по изделию для арктического варианта высоконадежного ЗРК малого радиуса «Тор». Министерство обороны проходит стадию формирования необходимого технического облика арктического варианта данного комплекса.

У конструкторов «Старта» есть задел и по инновационной системе залпового огня — морской «Град», которая будет позволять использовать в одной пусковой установке средства поражения различного целевого назначения.

Что касается авиации, сейчас мы работаем над глубокой модернизацией катапультных устройств для запуска крылатых ракет с борта стратегического бомбардировщика. Для фронтовой авиации, в том числе боевой авиации, специалисты «Старта» разрабатывают подвесные устройства, обеспечивающие пуски современных ракет.

— На каких крупных выставках вооружений и военной техники планирует в ближайшее время представить свою продукцию «Старт»?

— В зарубежных выставках в этом году мы участие не принимаем. Одним из самых важных для нашего предприятия событий в этом году станет участие в Russia Arms Expo 2015, которая пройдет в сентябре в Нижнем Тагиле. Там мы представим транспортную и заряжающую машины для ЗРК С-300 и С-400.

— Отразились ли каким-либо образом санкции против РФ на вашей деятельности?

— Политическая ситуация, связанная с введением санкций против России, нас коснулась, но не вызвала особо серьезных проблем. Мы столкнулись с вопросом поставок ряда комплектующих, но сейчас, когда мы нашли альтернативных поставщиков в России, ситуация разрешилась. А если говорить об экспортных поставках нашей техники, то мы по-прежнему сотрудничаем с Рособоронэкспортом и продолжаем поставки изделий в рамках военно-технического сотрудничества.

— Актуален ли для НПП вопрос импортозамещения? Каким образом он решается?

— Как я уже говорил, проблема не обошла нас стороной, однако нам удалось ее решить. «Старт» давно сотрудничает с крупными российскими предприятиями по кооперации и закупке комплектующих. Среди крупных партнеров — казанский филиал «Туполева», «Авиаагрегат», «Лепсе», ПМЗ «Восход», Невьянский машиностроительный завод. Как показывает практика, номенклатуры и компетенций российских промышленников вполне для нашего предприятия достаточно.

— Планируется ли дальнейшее увеличение производственных мощностей предприятия?

— Как известно, «Старт» включен в состав объектов инвестирования в рамках Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на период 2011-2020 годов» с проектами по техническому перевооружению, реконструкции и строительству дополнительных цехов. Помимо государственных инвестиций, предприятие вкладывает и собственные средства в модернизацию.
Реализация проектов началась достаточно успешно. С 2012 года станочный парк предприятия обновился на 42 единицы современного оборудования, которо уже введено в эксплуатацию. Заново подготовлена производственная площадка для хранения готовой продукции.

В этом году в связи с экономической ситуацией потребовалась корректировка планов и инвестиционных проектов, но мы намерены идти дальше.

Кроме крупных инвестпроектов, «Старт» оптимизирует производственные процессы без особых финансовых затрат. Так, мы внедрили поточную сборку транспортных машин для С-300, решив проблему дефицита площадей под их сборку, а также существенно уменьшили непродуктивное время простоя, повысив отдачу на каждого работника. Поточная линия также позволила ужесточить требования к режиму планирования поставки комплектующих.

— Как отмечал вице-премьер Дмитрий Рогозин и ряд других представителей отечественного ОПК, предприятиям российской оборонки в будущем необходимо переориентировать часть мощностей на гражданскую продукцию — планирует ли «Старт» освоить этот сектор промышленности после выполнения программы перевооружения армии к 2020 году?

— Сейчас, с увеличением гособоронзаказа, производственные мощности и конструкторская деятельность «Старта» направлены на его своевременное выполнение.

Но все же мы выводим на рынок и гражданские изделия — универсальный ранцевый опрыскиватель-огнетушитель и передвижной пожарный модуль СПАС. Они снискали массовый спрос как среди сельского населения и владельцев коттеджей, так и у МЧС. В этом году мы вновь заключили контракт с МЧС Свердловской области на поставку крупной партии пожарных модулей и продолжаем наращивать объемы реализации в данном сегменте.

Если говорить в целом, то в проблеме переориентации оборонной промышленности на гражданскую продукцию есть по меньшей мере два основных аспекта: наличие продукта, который может задействовать наши мощности и использовать компетенции, а также способность его производить экономически эффективно. Мы рассматриваем перспективные проекты, но это долгосрочная задача, поскольку есть и другой аспект: наши мощности загружены военной продукцией на ближайшие три года.

Следовательно, прямо сейчас вопрос неактуален, но мы готовимся к возможным изменением спроса на военную продукцию, повышая производительность и внедряя самые современные технологии и методы производства.