%d0%b2%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%bc%d0%b8%d1%80-%d0%bd%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b2

В июне широко разрекламированная первая попытка запуска новой ракеты-носителя «Ангара» окончилась неудачей: автоматика прервала подготовку к старту. В итоге ракета улетела только в июле. Чем будет отличаться серийная «Ангара» от ракеты первого старта, чего ждать от первого запуска тяжелой версии и когда эта ракета заменит «Протон», в интервью ИТАР-ТАСС рассказал первый заместитель гендиректора компании — производителя «Ангары» — Центра им. Хруничева Владимир Нестеров.

— Первый запуск ракеты «Ангара» должен был состояться 27 июня текущего года, однако в момент старта автоматическая система дала отбой из-за падения давления в одном из клапанов. В чем была первопричина?

— Это техническая особенность, которая выявилась на этапе подготовки ракеты-носителя к запуску. Разумеется, были сделаны выводы, эту особенность парировали. Повторение такой ситуации исключено.

Обратите внимание, что наша автоматизированная система определила сбой и своевременно дала команду на отмену запуска.

— Ракету успешно запустили 9 июля, что показала телеметрия?

— По данным телеметрии, первый запуск «Ангары» прошел без серьезных замечаний. Кстати, это был четвертый запуск первой ступени (с учетом трех пусков в составе южнокорейской ракеты-носителя KSLV) и первый старт второй ступени.

Говорить о несовершенстве «Ангары» некорректно с инженерно-технической точки зрения

— Когда запланирован следующий запуск легкой «Ангары»?

— Серийная легкая ракета «Ангара» будет отличаться от стартовавшей 9 июля. Все модули ракеты первого пуска относятся к тяжелой «Ангаре» — и первая ступень, и вторая. Это было нужно для того, чтобы максимально увеличить надежность старта тяжелой версии, и специально оговаривалось с Минобороны.

Таким образом, вторая ступень легкой «Ангары-1.2ПП» — это третья ступень тяжелой «Ангары». На штатной легкой «Ангаре» будет несколько измененная ступень. Она будет такой же по диаметру, как и первая ступень. И у нее будет агрегатный модуль после второй ступени (что-то типа разгонного блока), который нужен для того, чтобы довывести спутник на соответствующую орбиту. Он разрабатывается на базе двигательной установки, которая у нас есть, и будет это сделано в 2015-2016 годах.

До этого будет пуск в конце года тяжелой «Ангары-А5». Она сейчас находится на Плесецке.

— То есть первый запуск легкой «Ангары» был особенным. В чем будет уникальность первого старта тяжелой версии ракеты?

— Первый старт легкой «Ангары» выполнялся с грузовым макетом, но по баллистической траектории. Причем грузомакет не отделялся от второй ступени (в сцепленном состоянии они упали на полигоне Кура на Камчатке. – ИТАР-ТАСС).

При пуске тяжелой «Ангары» также будет использован грузовой макет, но космическая головная часть будет выведена на орбиту. Будет использован разгонный блок «Бриз-М». Он отработает выведение грузомакета на геостационарную орбиту. В дальнейшем разгонный блок с грузомакетом должны уйти на орбиту захоронения. То есть мы отработаем все этапы выведения, но пока не с реальной нагрузкой, а с грузомакетом.

— Есть ли какие-либо трудности при подготовке тяжелой «Ангары» к старту?

— Пока нет, но однозначно будут. Хотя она прошла весь комплекс испытаний на ракетно-космическом заводе в Москве, по опыту работ на техническом и стартовом комплексах можно сказать: замечания будут. Для того и проводятся испытания, чтобы обнаружить и устранить их до пуска.

— По тяжелой «Ангаре» будет реализована такая же схема, как и по легкой, — один испытательный запуск, а потом переход к серийным стартам?

— Нет, программа летных испытаний будет проходить до 2020 года. В ней намечено несколько запусков легкой и тяжелой «Ангары». Но начиная уже со второго старта обоих вариантов ракет мы будем работать с конкретной полезной нагрузкой — космическим аппаратом. То есть это будут испытательные пуски, но с реальной полезной нагрузкой. А вот серийные пуски начнутся, когда «Ангара» будет принята на вооружение военного ведомства.

— Когда планируется запустить «Ангару» со строящегося в Амурской области космодрома Восточный?

— У нас запланирована очень большая программа летных испытаний с Плесецка. На Восточном космический ракетный комплекс «Ангара» должен быть создан в 2018 году. Соответственно, о дате пуска пока трудно говорить, так как она будет зависеть от сроков создания наземного комплекса.

— Есть мнение, что «Ангара» морально устарела и неконкурентоспособна.

— Это один из расхожих мифов об этой ракете, что якобы «Ангара» была сделана в прошлом веке, поэтому устарела и не является совершенной. Это не соответствует действительности.

Стоит обратить внимание на две характеристики. Первая — коэффициент грузоподъемности, то есть отношение массы полезной нагрузки к стартовой массе полностью заправленной ракеты. По этому показателю «Ангара» находится на самых верхних строчках среди всех мировых изделий этого класса.

Мы готовы сделать «Ангару» пилотируемой. Это абсолютно реально

Второй показатель — коэффициент конструктивного совершенства. Это отношение сухой массы ракеты к выводимому полезному грузу. Чем меньше сухая масса ракеты, тем более она эффективна при выведении одного и того же полезного груза. По этой характеристике мы также находимся на самой верхней строчке среди мировых тяжеловесов, будь то американские ракеты-носители «Атлас-5» и «Дельта-4» или европейская «Ариан-5».

Двигатель первой ступени у «Ангары» (РД-191) — самый современный, такого в мире нет ни у кого. Характеристики двигателя второй ступени — РД-0124 — также не имеют аналогов в мировой космонавтике.

В общем, говорить о несовершенстве «Ангары» некорректно с инженерно-технической точки зрения.

Более того, после создания первых машин был подготовлен целый план мероприятий по совершенствованию «Ангары»: должно быть внедрено более 50 новых технологий, которые существенно увеличивают технические характеристики ракеты.

— Что можно сказать про «Ангару» среднего класса (грузоподъемностью 15 тонн)?

— Минобороны составило техзадание на легкую и тяжелую ракеты. По ракете-носителю среднего класса решение в настоящее время не принято. Надеюсь, в дальнейшем этот вопрос со стороны заказчика будет решен.

— По мнению экспертов, «Ангара-А5» очень дорогая. Вы согласны с такой оценкой?

— Да, она сейчас существенно дороже «Протона», примерно вдвое. Но надо понимать, что «Протон» изготавливается серийно. Любая первая машина на неподготовленном производстве будет очень дорогой.

Первые «Протоны» были в два раза дороже, чем когда изготовление этой ракеты было поставлено на поток. Поэтому не следует спекулировать по поводу нынешней стоимости тяжелой «Ангары». Мы предполагаем, что, выйдя на серийное производство, мы существенным образом уменьшим ее стоимость.

Также надо отметить, что стоимость определяется одним критерием — стоимостью выведения одного килограмма полезного груза. Основным разгонным блоком на «Ангаре» будет кислородно-водородный. Как только он появится, грузоподъемность на геостационарную орбиту увеличивается с 3 с небольшим тонн до 4,5 тонны. И сразу у новой ракеты-носителя появляется реальная возможность стать конкурентоспособной на международном рынке запусков.

— Что будет с «Протонами»?

— Они постепенно будут уходить с рынка. Но это вопрос не двух-пяти лет. «Ангаре» надо набрать надежность и статистику. В перспективе эта ракета останется единственной.

— Когда это может произойти? После 2020 года?

— Сейчас трудно говорить. Как часто будет летать «Ангара-А5», как быстро она пройдет летные испытания, как быстро мы создадим кислородно-водородный разгонный блок — все эти факторы будут влиять на сроки перехода с эксплуатации ракеты-носителя «Протон» на ракету-носитель «Ангара».

И конечно, космодром Восточный более перспективен для коммерческого использования Ангары, чем Плесецк. С космодрома Восточный «Ангара» с кислородно-водородным разгонным блоком при постановке на серийное производство будет однозначно конкурентоспособной на мировом рынке.

— Правда ли, что с помощью «Ангары» нельзя осуществлять пилотируемые пуски?

— В настоящий момент она действительно не готова вписаться в программу пилотируемых пусков. Но при постановке соответствующей задачи этого можно добиться. При определенной доработке и без очень серьезных финансовых вложений «Ангара» сможет осуществлять запуски новых пилотируемых кораблей. Понятно, что именно для этого надо и как можно это сделать. Это не вызовет существенных изменений конструкции, не потребует много времени. Мы готовы сделать «Ангару» пилотируемой. Это абсолютно реально.

— Почему «Ангара» создавалась так долго?

— В основном из-за недостатка денег. В 1990-е годы финансирование программы было в несколько раз меньше, чем нужно, из-за этого были сорваны сроки начала летных испытаний. С 1994 по 2005 год было выделено не более 4% суммы, необходимой для создания комплекса. Половина этих денег пришлась на 2004-2005 годы.

Для выхода из ситуации было предложено поэтапное создание комплекса «Ангара» с ракетами разных классов на основе универсальных модулей. То есть был кардинально изменен первоначальный подход. Проект в значительной степени финансировался Центром им. Хруничева из собственных средств, в том числе из прибыли от коммерческих пусков «Протона».

Работа пошла полным ходом только после того, как в 2006 году появилась программа развития космодромов и были получены средства для создания наземного комплекса «Ангары». Также началось финансирование по программе оборонки, чтобы наладить серийное производство ракеты.

Однако кризис 2009-2010 годов снова сильно вмешался в создание комплекса. По ракетной части мы были готовы выйти на летные испытания в 2011 году, но из-за экономического кризиса финансирование от Минобороны на наземный комплекс было сокращено. В 2009-2010 годах выделили в три раза меньше, чем планировалось. Численность строителей на Плесецке сократилась на порядок, с 2000 до 150 человек, работа практически остановилась.

Новый срок начала летных испытаний был назначен на 2013 год. В связи с задержкой создания наземного комплекса было принято решение создавать ракету позже. Однако и к 2013 году работы не были завершены. Строители не смогли набрать необходимый темп и рабочую силу для создания комплекса. И это было связано не только со строителями. Средства, которые нам выделялись, не обеспечили своевременного заказа в полном объеме.

К ноябрю 2013 года у нас было отставание от графика в полгода. За оставшиеся восемь месяцев мы должны были ликвидировать его, что и было сделано.

Беседовал Алексей Песляк