%d1%81%d0%b5%d1%80%d0%b3%d0%b5%d0%b9-%d0%ba%d0%be%d1%80%d0%be%d1%82%d0%ba%d0%be%d0%b2

Истребители МиГ-29 сегодня состоят на вооружении 29 государств мира. Стран, в боевой состав ВВС которых входят МиГ-21, МиГ-23 и другие, поставлявшиеся с 60-70-х годов, еще больше. Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» (РСК «МиГ») не только постоянно работает над совершенствованием уже испытанных временем самолетов, но и разрабатывает принципиально новые истребители, в частности «МиГ» будет создавать перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата (ПАК ДП) на смену перехватчику МиГ-31. В ходе проходящего в Жуковском авиасалона МАКС-2015 гендиректор корпорации Сергей Коротков рассказал корреспонденту РИА Новости Александру Неваре о ее последних разработках для авиации России, о планах по экспорту и о перспективах модернизации МиГов за рубежом.

— Сергей Сергеевич, какую продукцию представляет РСК «МиГ» на авиасалоне МАКС-2015?

— На авиасалоне корпорация «МиГ» представляет все основные самолеты из нашего продуктового ряда. На статической стоянке и в воздухе гости выставки могут увидеть серийные самолеты МиГ-29СМТ, МиГ-29М/М2, МиГ-29К/КУБ и нашу перспективную машину МиГ-35.

Из новинок я бы особо отметил современный тренажер с 3D-визуализацией. Эта технология, которую разработали наши конструкторы, обеспечивает отработку самых сложных режимов полета, таких как посадка на палубу, дозаправка в воздухе, полеты строем. Мы первыми сделали такой тренажер и до МАКС-2015 не показывали его на подвижной платформе, которая существенно повышает точность имитации полета.

Каждый авиасалон, а особенно МАКС, где представлена вся наша техника, дает нам возможность провести переговоры с целым рядом потенциальных заказчиков.

—  В ходе первого дня авиасалона президент Владимир Путин уделил вам и корпорации «МиГ» особое внимание. О чем вы говорили с главой государства?

— Да, действительно у нас состоялся разговор с Владимиром Владимировичем, в ходе которого я поблагодарил его за поддержку, оказываемую мне и корпорации «МиГ», а также доложил ему о перспективных разработках корпорации и, в частности, о планах по созданию ПАК ДП и интеграции этого авиационного комплекса в систему Воздушно-космических сил. Также я рассказал ему об особенностях комплекса подготовки летного состава, ставшей одной из новинок салона в этом году.

— С какими странами в настоящее время ведутся переговоры по заключению контрактов на поставку военной продукции предприятия?

— Корпорация «МиГ» в рамках своих полномочий ведет переговоры с десятками стран. Эти контакты охватывают широкий круг вопросов, связанных с модернизацией, ремонтом, поставками запасных частей. Из государств, заинтересованных в модернизации, я бы сегодня отметил Судан, Перу, Болгарию.

Нашу деятельность как субъекта ВТС в 2014 году высоко оценила Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству России.

Что касается переговоров о поставках самолетов, то их в соответствии с российским законодательством ведет компания «Рособоронэкспорт».

— Какие разработки РСК «МиГ» вызывают наибольший интерес на международных выставках?

— Если говорить о новых самолетах, то, конечно, МиГ-35. Я считаю, что у этого истребителя есть хорошие перспективы на мировом рынке. Новейшие решения из области радиоэлектроники и вооружения вплотную приближают эту машину к пятому поколению.

Серьезный интерес существует и к программам модернизации истребителя МиГ-29, который состоит на вооружении в 29 странах мира. У нас есть широкий спектр вариантов модернизации, из которого заказчик может выбрать оптимальный для себя.

— Когда, по вашей оценке, может быть принят на вооружение Воздушно-космических сил (ВКС) РФ МиГ-35?

— Корпорация «МиГ» и министерство обороны России находятся на завершающей стадии подготовки госконтракта. Нами согласованы тактико-технические требования к самолету и условия поставки. Подписание контракта ожидается в первом квартале 2016 года.

Мы надеемся, что МиГ-35 поступит в Воздушно-космические силы России в период 2018-2020 годов.

Создание российского варианта МиГ-35 облегчает большой объем работы, выполненный во время подготовки к тендеру ВВС Индии по программе MMRCA. На экспортной версии МиГ-35 мы провели большой объем испытаний и в отличие от многих конкурентов по индийскому тендеру выполнили все его технические условия.

— Расскажите, пожалуйста, об основных особенностях МиГ-35, его преимуществах перед отечественными и зарубежными аналогами.

— МиГ-35 — это новый боевой авиационный комплекс, в состав бортового радиоэлектронного оборудования которого интегрированы информационно-прицельные системы пятого поколения.

В отличие от классического МиГ-29, от которого МиГ-35 унаследовал аэродинамическую концепцию, новая машина является многофункциональной. Она способна применять высокоточное вооружение по любым — воздушным, наземным, надводным — целям и даже выполнять некоторые функции, которые ранее возлагались на разведывательные самолеты.

Открытая архитектура бортового радиоэлектронного оборудования позволяет МиГ-35 применять современные и перспективные авиационные средства поражения российского и иностранного производства.

Бортовой комплекс обороны, включающий радиотехнические и оптико-электронные системы, существенно повышает выживаемость истребителя при ведении воздушных боев и выполнении ударных миссий.

Существенное преимущество МиГ-35 — полная унификация и одинаковые возможности одно- и двухместного вариантов. При этом двухместная машина решает задачи, которые раньше возлагались на специализированные учебно-боевые самолеты.

Мы много сделали для увеличения ресурса самолета и снижения стоимости его эксплуатации, что чрезвычайно важно для массового легкого истребителя. Дополнительное конкурентное преимущество МиГ-35 — возможность использовать для его эксплуатации инфраструктуру МиГ-29.

— На каком этапе сегодня находится работа по созданию ПАК ДП, перехватчика будущего? Когда, по вашей оценке, могут начаться ОКР?

— Мы видим, что через какое-то время изменится характер угроз, исходящий от средств воздушного и воздушно-космического нападения. Произойдет их частичная интеграция, что потребует создания новых средств защиты. Руководство государства это понимает, что нашло свое отражение в создании нового единого вида ВС — Воздушно-космических сил России.

Истребитель-перехватчик — наиболее эффективное мобильное средство защиты воздушно-космического пространства. Полагаю, что это направление будет развиваться. Отмечу, что наши конструкторы обладают уникальными компетенциями в этой области.

Что касается полномасштабной опытно-конструкторской работы, то с учетом исключительной сложности проблемы ей должен предшествовать этап научно-исследовательских и экспериментальных работ.

— Сколько на данный момент самолетов МиГ-29UPG собрано в Индии для ее ВВС? Расскажите, пожалуйста, насколько повысились боевые возможности индийских МиГов благодаря модернизации до уровня UPG?

— Непосредственно в Индии с участием обученных нами местных специалистов собрано пять самолетов.

В ходе модернизации МиГ-29 превращается в многофункциональный современный истребитель. Существенно повышаются возможности его бортовой радиоэлектронной аппаратуры. Самолет получает новое вооружение. Боевая эффективность истребителя при модернизации возрастает более чем в два раза.

Отмечу, что при этом увеличивается ресурс и снижается стоимость эксплуатации.

— В каком году вы рассчитываете закончить выполнение контракта на модернизацию МиГ-29 ВВС Индии?

— Основной объем работ по модернизации мы совместно с нашими индийскими коллегами планируем выполнить в 2017 году.

— Проявляет ли Дели сегодня интерес к МиГ-35? Каковы перспективы этого самолета в Индии?

— На фоне ограниченной закупки истребителей «Рафаль» и необходимости срочного обновления истребительного парка интерес к МиГ-35 объективно возрастает. Этот вопрос обсуждается в индийских профессиональных кругах.

— Сколько палубных истребителей МиГ-29К/КУБ уже поставлено Индии в этом году?

— По плану в 2015 году предусмотрена поставка шести самолетов. Первые машины из этой партии будут поставлены заказчику в ближайшее время.

— Насколько вероятно заключение контракта на модернизацию МиГ-29 ВВС Малайзии? Ведутся ли соответствующие переговоры?

— Модернизация МиГ-29 Королевских ВВС Малайзии — это наиболее рациональный с экономической точки зрения вариант увеличения боевых возможностей. В Малайзии есть отлаженная инфраструктура и хорошо подготовленные пилоты МиГ-29.

В свою очередь РСК «МиГ» имеет программы модернизации, соответствующие требованиям малазийских военных. На выставке LIMA-2015 мы показали кабину модернизированного самолета, что вызвало дополнительный интерес к нашим предложениям.

В этих условиях контракт на модернизацию МиГ-29 вполне возможен.

— Как вы оцениваете перспективы МиГ-35 в Юго-Восточной Азии? Проявляют ли к МиГ-35 интерес страны региона, в частности Вьетнам и Индонезия?

— Юго-Восточная Азия — это интересный для нас регион. По нашей оценке, есть определенные перспективы МиГ-35 во Вьетнаме, где истекают сроки эксплуатации истребителей МиГ-21.

Что касается Индонезии, то там парк российских истребителей Су-30МК и американских F-16 планируется дополнить самолетами F/A-50 корейской постройки.

— Каковы итоги участия РСК «МиГ» в выставках в LAAD в Бразилии и SITDEFв Перу? Каковы в целом перспективы самолетов «МиГ» в Латинской Америке?

— Мы показываем наши самолеты на выставках в Южной Америке. Наши программы в этом регионе связаны прежде всего с Перу. С этой страной мы сотрудничаем по самолетам МиГ-29, имеющимся на вооружении этого государства. Идет обсуждение вопросов модернизации самолетов.

ВВС Бразилии запланировали закупку шведских истребителей JAS-39. Определенный интерес к корабельному истребителю МиГ-29К/КУБ есть у моряков Бразилии, ВМС которой эксплуатируют авианосец. Наш корабельный самолет хорошо отработан на индийском авианосце в отличие от «бумажной» палубной версии шведского истребителя.

— Каковы основные направления сотрудничества РСК «МиГ» с Белоруссией и Казахстаном?

— Белоруссия и Казахстан входят вместе с Россией в ОДКБ и создают единую систему ПВО. Естественно, что руководство этих государств заинтересовано иметь на вооружении единые с Россией авиационные комплексы. В этом контексте Белоруссия и Казахстан заинтересованы в приобретении таких перспективных самолетов, как МиГ-35. Российско-белорусской программой сотрудничества предусматривается поставка этих истребителей. Важным аргументом в пользу «МиГов» должно стать появление МиГ-35 в Воздушно-космических силах России.