%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80-%d1%88%d0%bb%d1%8f%d1%85%d1%82%d0%b5%d0%bd%d0%ba%d0%be

Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) «Алмаз» является ведущим российским проектантом уникальных кораблей на воздушной подушке, аналогов которым в мире не существует. Кроме того, конструкторское бюро проектирует целый ряд сторожевых и патрульных кораблей, пользующихся высоким спросом не только в России, но и за рубежом. ЦМКБ «Алмаз», как и многие другие ведущие производители российской военно-морской техники, представит свои разработки на Международном военно-морском салоне, который пройдет в Санкт-Петербурге с 1 по 5 июля 2015 года. О том, какие новинки представит «Алмаз» на салоне и какие инициативные разработки ведутся в настоящее время, в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор предприятия Александр Шляхтенко.

— Александр Васильевич, какая продукция ЦМКБ «Алмаз» будет представлена на Международном военно-морском салоне 2015 в Санкт-Петербурге?

— Мы намерены показать на предстоящем салоне как уже хорошо известные наши корабли и катера – многоцелевой корвет «Тигр», экспортную «Молнию», ракетные катера «Скорпион» и «Катран», весь спектр скоростных патрульных катеров, амфибийные боевые корабли и катера на воздушной подушке, так и некоторые новые проекты. Это, например, экспортные варианты спасательного судна подводных лодок «Дельфин», морского тральщика «Александрит» и рейдового тральщика проекта 10750Э. Будет демонстрироваться модель новейшего пограничного сторожевого корабля 1-го ранга «Океан».

— Говоря о новых проектах, какие инициативные разработки в настоящее время ведет ЦМКБ «Алмаз»?

— Все, что можно показать широкой публике, будет представлено на экспозиции Объединенной судостроительной корпорации. Несмотря на очень большой объем плановой работы по проектированию боевых кораблей и судов специального назначения для нашего Военно-морского флота и Береговой охраны, мы продолжаем исследования и испытания различных гидродинамических схем на крупномасштабных моделях на нашем морском полигоне, работаем над повышением мореходности и скорости хода на волнении за счет новых обводов корпуса.

— Планирует ли ЦМКБ «Алмаз» осуществлять сотрудничество с судостроительными предприятиями Крыма, например с судостроительным заводом «Море», который, как известно, производил корабли вашего КБ?

— ЦМКБ «Алмаз» входит в состав Объединенной судостроительной корпорации, которая и определяет направления нашей деятельности в части сотрудничества с судостроительными предприятиями Крыма. Я неоднократно выезжал туда в составе рабочих групп, был и в Феодосии. Мы, безусловно, готовы к любым формам сотрудничества, в том числе и с заводом «Море», но принятие конкретного решения это прерогатива правительства и руководства ОСК.

— Как вы оцениваете перспективы строительства кораблей на воздушной подушке в интересах ВМФ? Востребованы ли такие корабли в настоящее время?

— Перспективы мы в ЦМКБ оценили более полувека тому назад, в конце 1950-х – начале 60-х годов. Конечно, амфибийные десантные корабли и катера востребованы. Флот хочет продолжить линию «Зубров» и «Мурен», проблемы изменения силовой установки для этих замечательных кораблей решаемы. Так что как только поступит заказ от моряков, мы с радостью возьмемся за хорошо знакомое нам дело.

— Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» успешно несут службу в составе ВМС Греции. Сохраняется ли интерес к данным кораблям за рубежом?

— Модель нашего «Зубра» – объект повышенного интереса на любой выставке, и это продолжается уже много лет. Но интерес к огромным возможностям корабля, восхищение работой наших конструкторов это одно, а реальная возможность заказать для своего флота – совсем другое.

— Планируется ли развитие проекта 1239 – ракетного корабля на воздушной подушке? Будет ли он модернизирован или ему на смену придет другой проект?

— Получит ли продолжение этот уникальный проект, в конечном итоге будет решать заказчик – Военно-морской флот. Мы со своей стороны готовы хоть сейчас предложить проект нового корабля на воздушной подушке скегового типа: соответствующие проектные проработки в области оружия и энергетической установки нами уже осуществлены в инициативном порядке. С учетом опыта эксплуатации существующих кораблей – «Боры» и «Самума» – в составе Черноморского флота мы добились некоторого упрощения проекта, что снизит технические риски и стоимость строительства, при этом повысит надежность корабля.

— А на какой стадии находится строительство кораблей проекта 12061 на Хабаровском судостроительном заводе?

— Вы, вероятно, имеете в виду экспортный вариант десантных кораблей на воздушной подушке «Мурена». Завод готов начать постройку по модернизированному по требованиям заказчика проекту.

— Какова судьба ракетно-артиллерийских катеров «Скорпион»? Идет ли строительство головного корабля? Сохраняется ли интерес к проекту в странах Азиатско-Тихоокеанского региона?

— Нет, «Скорпион» не строится. Интерес к проекту, а он того, безусловно, заслуживает, есть. На рынке ракетных катеров жесточайшая конкуренция на фоне разнообразнейших предложений. Последние же тенденции потенциальных заказчиков – проектировать и строить у себя, используя доступные на рынке системы вооружения.

— Планируется ли производство ракетно-артиллерийских катеров проекта 20970 «Катран» для ВМФ?

— Если речь о российском ВМФ, то нет, не планируется и никогда не планировалось. Проект «Катран» был разработан по специфическим требованиям иностранного заказчика.