Международный консорциум «Морской старт» (Sea Launch) создан в 1995 году. После завершенной в 2010 году реорганизации компании выполнено четыре успешных запуска ракет-носителей «Зенит-3SL». Об особенностях предстоящего, пятого после реорганизации и тридцать пятого за время работы компании на рынке пусковых услуг запуска, а также о перспективах проекта рассказал «Интерфаксу-АВН» главный конструктор программы «Морской старт» и перспективных комплексов РКК «Энергия» Валерий Алиев.

Прежде всего, хотел бы заметить, что несмотря на максимальную стандартизацию процессов интеграции, сборки и испытаний ракеты космического назначения «Зенит-3SL» в базовом порту Лонг-Бич (США) и предстартовой подготовки, каждая кампания имеет свои особенности. Главной особенностью текущей пусковой кампании является возможность повторной — в течение одного года — встречи и дружной совместной работы с хорошими знакомыми – компанией Eutelsat Communications – заказчиком пуска, и компанией Astrium – изготовителем космического аппарата. Напомню, что первым после реструктуризации компании пуском, выполненным с «Морского старта» в сентябре 2011 года, был запуск космического аппарата Atlantic Bird-7 по заказу компании Eutelsat Communications.

Текущая пусковая кампания также особенна тем, что в рамках ее проводилась предварительная подготовка разгонного блока ДМ-SL, предназначенного для использования в следующей пусковой кампании. Предварительная подготовка разгонного блока – комплекс технологических операций, позволяющий сократить общую длительность пусковой кампании за счет выполнения части работ по подготовке разгонного блока в ходе предыдущей миссии. 

— В отличие от базовой модели – ракеты-носителя «Зенит-2» — в ракете-носителе «Зенит-3SL» применена новая навигационная система. Кто ее разработчик и каковы ее особенности?

— В состав ракеты космического назначения «Зенит-3SL» комплекса «Морской старт» входят ракета-носитель «Зенит-2S» и разгонный блок ДМ-SL.

При создании ракеты-носителя «Зенит-2S» на базе ракеты-носителя «Зенит-2» была произведена глубокая модернизация системы управления. В частности, применена новая навигационная система, обеспечивающая прицеливание гироплатформы по азимуту методом гирокомпасирования, без привязки к наземным опорным точкам и без использования канала оптической связи. В части приборного состава произведена замена оборудования, функционально входящего в навигационную систему: заменена гиростабилизированная платформа с целью реализации режима гирокомпасирования, бортовой компьютер «Бисер-2» заменен на более надежный и обладающий лучшей производительность бортовой компьютер «Бисер-3».

Разработчиком и изготовителем систем управления ракет-носителей «Зенит-2» и «Зенит-2S», в состав которых входит навигационная система, является ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А.Пилюгина» (НПЦ АП).

В составе системы управления разгонного блока ДМ-SL, которую также разработало и изготавливает ФГУП НПЦ АП, применяется навигационная система, аналогичная примененной на ракете-носителе «Зенит-2S».

Применение новых навигационных систем в составе системы управления ракеты-носителя и системы управления разгонного блока позволило в условиях старта с подвижного основания (с плавучей стартовой платформы) обеспечить высокую точность выведения космических аппаратов. 

— Какие особенности программы запусков по программе «Морской старт» на 2013 год?

— Одной из особенностей программы запусков в 2013 году является запуск в 1-м квартале космического аппарата «Интелсат-27», имеющего в своем составе оборудование двойного назначения. Специфика интеграции, подготовки и запуска космических аппаратов такого рода состоит в тесном участии и контроле со стороны государственных органов Российской Федерации вопросов, связанных с нераспространением ракетных технологий и вооружений, осуществляемом через уполномоченный орган – «Рособоронэкспорт». Опыт выполнения в недавнем прошлом таких специфических миссий у нас уже есть, взаимодействие с «Рособоронэкспортом» отлажено. 

— Каким Вы видите возможный срок эксплуатации стартовой платформы ODYSSEY?

— Стартовая платформа ODYSSEY — не имеющий аналогов в мире плавучий стартовый комплекс — являет собой симбиоз передовых решений в области судостроения, стартового и технологического оборудования. Он – предмет нашего неустанного внимания и заботы. Отлаженная система технического обслуживания корпуса платформы и судовых систем, текущие и ежегодные регламенты технологического и стартового оборудования, проводимые под строгим контролем разработчиков и изготовителей, а также авторитетного классификационного общества Det Norske Veritas, своевременная модернизация судовых и стартовых систем – основа надежной работы стартового комплекса в прошедшие годы и залог успешной деятельности в ближайшие десятилетия.

К примеру, выполненные в 2012 году в соответствии с регламентом по истечении 15–летнего срока эксплуатации освидетельствование и плановое техническое обслуживание стартовой платформы на верфи в Малайзии подтвердили хорошее техническое состояние корпуса судна и судовых систем. Произведенная установка модернизированных сопловых насадков гребных винтов существенно улучшила ходовые качества стартовой платформы и эксплуатационные возможности комплекса «Морской старт». 

— Нет ли планов модернизации ракеты-носителя «Зенит», если да – то по каким направлениям?

— Такие планы есть, и они уже реализуются. Изучение тенденций развития сферы производства космических аппаратов показывает возрастание уже в ближнесрочной перспективе удельной доли космических аппаратов увеличенной массы и габаритов. Откликаясь на текущие и перспективные требования рынка запусков космических аппаратов, на основе их всестороннего изучения, в 2012 году начаты работы по следующим направлениям модернизации ракеты космического назначения «Зенит-3SL»:

— повышение энергомассовых характеристик ракет космического назначения за счет оптимизации конструкции блока полезного груза, применения в составе носителя разгонного блока, представляющего модернизированный вариант разгонного блока ДМ-SLБ, оптимизации существующего приборного состава блока полезного груза, ракеты-носителя и разгонного блока;

— увеличение габаритов зоны полезного груза за счет увеличения длины существующего головного обтекателя, а также применения других головных обтекателей увеличенного диаметра и длины.

Не забыт и сегмент «малых» космических аппаратов. В этом направлении ведутся работы по созданию возможности выполнения с «Морского старта» двойных и кластерных запусков через разработку специальных систем крепления и разделения спутников. 

— По каким направлениям будет идти модернизация разгонного блока ДМ?

— Если говорить о представителе семейства блоков ДМ, применяемом в составе ракеты космического назначения «Зенит-3SL», то характер его модернизации будет направлен в сторону максимальной унификации разгонных блоков, применяемых в составе ракет-носителей «Зенит-3SL» и «Зенит-3SLБ», а также совершенствования двигательной установки. 

— Не осложнилась ли работа проекта «Морской старт» после известной реструктуризации КБТМ?

— Реорганизация Конструкторского бюро транспортного машиностроения (КБТМ) в Научно-исследовательский институт стартовых комплексов (НИИ СК) – филиал ЦЭНКИ, по опыту выполненных с момента реорганизации миссий, не отразилась на эксплуатационных возможностях и инжиниринговой поддержке эксплуатации со стороны этой организации. Филиал ФГУП ЦЭНКИ — НИИ СК, как и ранее КБТМ, является надежным и одним из ключевых участников проекта. 

— Почему на «Зените», равно как и на ряде других изделий, используются адаптеры компании RUAG Space? Неужели их аналоги не производятся в России, Украине?

— Использование в составе РКН «Зенит-3SL» и в ряде других отечественных и зарубежных РКН адаптеров и систем разделения и отделения производства компании RUAG Space предопределено тем, что зарубежные мировые лидеры производства космических аппаратов – американские и европейские компании — давно определили для себя конструкции компании RUAG Space в качестве стандарта, с учетом требований которого осуществляется разработка космических аппаратов. Безусловно, такое возможно лишь в отношении апробированной, исключительно надежной и эффективной конструкции.

Отечественные и украинские аналоги продукции компании RUAG Aerospace, безусловно, существуют и используются при запусках космических аппаратов российского и украинского производства. 

— Как вы решаете проблему подготовки кадров?

— Качественное кадровое обеспечение проекта «Морской старт» — залог нашей профессиональной и эффективной деятельности и предмет неустанного внимания.

Требования к персоналу, участвующему в проекте, предъявляются весьма жесткие. Высокий профессионализм, способность к самостоятельной работе и принятию решений, психологическая устойчивость, способность работать в интернациональном коллективе и мультикультурной среде – вот далеко не полный перечень личных и профессиональных качеств участника проекта.

Давно сформировался, прошел сплачивание через участие в десятках компаний, костяк управленческих, научных, инженерно-технических и рабочих кадров. Сохранить его на будущее, точечно осуществлять его восполнение и укрепление через тщательный отбор, подготовку, деликатное введение в состав и постоянное повышение квалификации – обязанность каждой компании, участвующей в проекте, для чего в компаниях внедрены и действуют надлежащие системы отбора и обучения кадров.

Проект «Морской старт» всегда был интересен молодым специалистам. Доверие к молодым, зарекомендовавшим себя в профессиональном и человеческом плане, помощь в их профессиональном росте, в том числе через институт наставничества, – один из принципов нашей кадровой политики. Многие из тех молодых ребят, которые начинали работу на «Морском старте» на первичных должностях, за прошедшие годы превратились в высокопрофессиональных руководителей, которым сегодня доверены большие коллективы и самые ответственные направления работы.